Вросший ноготь- это заболевания ногтя, при котором происходит врастание ногтевой пластины в боковую часть ногтевого валика. Данная патология встречается у большого количества…

Вросший ноготь — это заболевания ногтя, при котором происходит врастание ногтевой пластины в боковую часть ногтевого валика. Данная патология встречается у большого количества людей и поражает, в основном, большие пальцы стоп. Как правило, проявление проблемы вросшего ногтя имеет несколько стадий.

В начале заболевание сигнализирует о себе появившейся болью в месте врастания ногтя во время ходьбы, особенно в тесной обуви. Затем происходит покраснение и отек ногтевого валика, и если лечение не было начато своевременно, происходит образование и выделение гноя из-под ногтевой пластины, сопровождающееся утолщением ногтевого валика и кровотечением. Стараясь решить данную проблему самостоятельно, люди ошибочно стараются еще короче срезать вросший край ногтя, усугубляя при этом и так серьезную ситуацию. При этом всегда существует возможность занести в очаг воспаления дополнительную инфекцию. Последствиями бездействия больного могут стать довольно опасные осложнения — от избыточного роста воспаленных тканей (так называемого дикого мяса) и появления некротических зон, до гнойного воспаления костной ткани фаланги и гангрены большого пальца.

vrosshiy_nogot_01

Рис. 1. Виды вросшего ногтя.

А - Дистальное врастание нормальной прямой ногтевой пластинки.
В – Врожденная гипертрофия внутреннего ногтевого валика.
С - Врожденное врастание ногтевой пластинки с искривлением ее продольной оси.

СТРОЕНИЕ НОГТЕВОЙ ФАЛАНГИ

vrosshiy_nogot_02

Рис. 2. Схема ногтевой пластинки.

Ногтевой аппарат (рис. 2) — неотъемлемая часть ногтевой фаланги. Все структуры фаланги связаны между собой и формируют одну функциональную, сенсорную и косметическую единицу. Изменение одной структуры неизбежно влияет на все другие ее компоненты. Ногтевая фаланга (рис. 3) состоит из костной фаланги объединенной с синовиальной мембраной, фиброзной сетью связок и сухожилий, мягких тканей, кровеносных сосудов (рис. 4), нервных стволов и рецепторов превращая ее в чрезвычайно сенсорный (чувствительный) орган.

vrosshiy_nogot_03
Рис. 3. Анатомия ногтевой фаланги.
Как уже было сказано, неотъемлемой частью ногтевой фаланги является ногтевой аппарат, включающий в себя ногтевую пластинку, матрикс (ростковая зона ногтевой пластинки), ногтевое ложе и ногтевые валики, а так же кутикулу и эпонихиум.

vrosshiy_nogot_04

Рис. 4. Кровоснабжение ногтевой фаланги.

ВРОСШИЙ НОГОТЬ. СТАДИИ ВРАСТАНИЯ

В зависимости от степени врастания и длительности заболевания у взрослых выделяют 3-и стадии вросшего ногтя.

1 стадия - Покраснение, отек, боль и ощущение давления в ногтевых валиках.
2 стадия - Присоединение инфекции. Вросшая часть ногтевой пластинки ведет себя как инородное тело, поддерживая воспаление с отделением гноя из раны.
3 стадия - Разрастание грануляционной ткани в области ногтевого валика. Острое воспаление сменяется хроническим, на это необходимы месяцы, а иногда и годы.

Грануляционная ткань уплотняется, ногтевая фаланга становится плотной, деформируется. В таких случаях воспаление носит необратимый характер и может переходить на костную ткань.
Большую опасность вросший ноготь представляет для пациентов с сахарным диабетом, так как даже на первой стадии может приводить к гангрене стопы.

ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВРАСТАНИЯ НОГТЯ НЕСКОЛЬКО:

• неправильное, слишком глубокое обрезание ногтей;
  • ношение узкой обуви, особенно в сочетании с высокими каблуками (при этом происходит очень сильное давление ногтевой пластины на ногтевой валик);
  • врожденная предрасположенность (при которой происходит избыточный рост мягких тканей);
  • плоскостопие;
  • различные грибковые заболевания ногтей;
  • непрофессионально выполненный маникюр;
  • воспалительные заболевания;
  • травма пальца.

При регулярном врастании ногтей необходимо прекратить ношение узкой и неудобной обуви, исключить короткое обрезание ногтей (форма ногтя должна быть квадратной со слегка закругленными кончиками), провести лечение имеющихся грибковых заболеваний ногтей, проводить домашние профилактические процедуры для предупреждения рецидивов. К последним можно отнести использование хлороффилипта, йодуксуна. Их можно использовать и в самом начале процесса врастания, для предупреждения инфицирования. Этими лекарствами необходимо смазывать боковые лунки большого пальца несколько раз в день. Также можно использовать смесь из равных частей глицерина и уксусной эссенции. Ее закапывают с помощью пипетки также в лунки большого пальца, но делать это необходимо в течение месяца. По прошествии некоторого времени боль постепенно уйдет, а кожица в углах пальца подсохнет.

Если же вросший ноготь продолжает вас сильно беспокоить, необходимо обязательно обратиться за помощью к врачу. Современная медицина предлагает несколько способов решения этой проблемы. Наиболее радикальным, но, отнюдь, не самым удачным является хирургическое удаление ногтевой пластины. Данная методика имеет много минусов: начиная с болезненности послеоперационного состояния больного пальца в течение двух-трех недель и длительного срока реабилитации, до формирования в будущем искаженной формы ногтя и возможности рецидивов врастания ногтя.

Лечение вросшего ногтя (онихокриптоза) производится путем хирургического удаления или резекции ногтевой пластины скальпелем, лазером и радиоволновым методом либо путем консервативной коррекции методами ортониксии — исправления деформированной ногтевой пластины скобами, пластинами, полускобами. При минимальных симптомах возможно консервативное лечение ванночками с антисептическими растворами, местной и общей антибиотикотерапией, но оно дает временный эффект и не устраняет причину вросшего ногтя. При развитии гнойного воспаления, резком болевом синдроме и разрастании грануляционной ткани показано только хирургическое лечение.

Хирургическое удаление вросшего ногтя – полное или частичное удаление измененной ногтевой пластины и части околоногтевого валика при помощи скальпеля (ножниц), лазера или радиоволны. Полное удаление ногтя имеет довольно длительный и болезненный послеоперационный период и не исключает деформации формы ногтя в будущем. Более эффективными и менее травматичными методами хирургического лечения вросшего ногтя являются лазерная и радиоволновая хирургия. При этом удалению подвергают только вросшую часть ногтевой пластины и кромку ростковой зоны ногтя. При разрастании мягких тканей также удаляют гипертрофированную зону околоногтевого валика.

Коррекция ногтевой пластины – методы исправления формы ногтевых пластин (ортониксия) при их деформациях, перфорациях, нарушении роста, отслоении, расщеплении, врастании и т. д. Коррекция ногтевых пластин выполняется специалистом-подологом с использованием различных тонких пластинчатых и проволочных конструкций и протекторов (В/S-пластин, скоб Фрейзера и ЗТО, полускоб Goldstadt и др.). Используемые методики коррекции ногтевой пластины без инвазивных вмешательств создают условия для правильного и комфортного роста ногтя. Коррекция ногтевых пластин занимает от 6-8 месяцев до 1 года.

В нашем Центре Медицины и Эстетики «ТРИШ-клиник» лечение (удаление) вросшего ногтя выполняется только врачами, прошедшими специальное обучение. В каждом конкретном случае врач определяет целесообразность процедуры.