zab matЗаболевания матки включают обширную группу анатомических и функциональных аномалий, травматических повреждений, а также воспалительных, предопухолевых и опухолевых изменений тканей матки. Заболевания матки проявляются дисменореей, кровотечениями, патологическим течением беременности и бесплодием.

Среди пороков матки встречаются различные варианты ее строения, развития и положения.

К аномалиям строения относятся: аплазия (отсутствие) или удвоение матки,двурогая, седловидная, перегородчатая форма матки и т. д. Пороки строения матки чаще всего сопровождаются самопроизвольными выкидышами,преждевременными родами, бесплодием, слабой родовой деятельностью. Характер порока устанавливается при ультразвуковом сканировании, рентгенографии, гистеро- и лапароскопии. Лечение пороков матки может быть только оперативным. Гипоплазия матки (недоразвитие) обычно связана с нарушением гипоталамо-гипофизарной регуляции и требует применения гормональной терапии.

Неправильное расположение матки — смещение относительно геометрического центра малого таза (выпадение, опущение, перегиб, наклон, выворот и т. д.) может быть первичным или развиваться в результате опухолевых, воспалительных и др. процессов. Аномалии положения матки проявляются дисменореей, расстройствами мочеиспускания, запорами и распознаются пригинекологическом осмотре.

Повреждения матки (разрывы, брюшно-маточные свищи, прободения, термические и химические повреждения) характеризуются симптомами внутрибрюшного кровотечения, перитонита и требуют безотлагательной лапаротомии, ушивания дефекта, дренирования брюшной полости, а иногда -надвлагалищной ампутации и даже экстирпации матки. Нередко в полости матки обнаруживаются инородные тела – хирургические инструменты, контрацептивы, а также предметы, введенные при мастурбации или с целью самостоятельного прерывания беременности, которые требуют оперативного извлечения.

Воспалительные поражения слизистой (эндометрит) и мышечной (метрит) оболочек матки проявляются мутными, с примесью гноя выделениями из половых путей, болями в области крестца и живота, подъемом температуры, кровотечениями. При осложненном течении возможно развитие параметрита, абсцесса, некроза и секвестрации миометрия, гангрены матки. Неосложненные формы эндомиометрита требуют активной дезинтоксикационной и антибактериальной терапии, при нагноительных осложнениях проводится хирургическое лечение. Воспалительные и травматические повреждения эндометрия после повторных выскабливаний, родов и абортов могут вызывать образование внутриматочных сращений (синехий), облитерирующих полость матки и являющихся одним из факторов женского бесплодия.

К предопухолевым заболеваниям матки относятся аденоматоз, рецидивирующая железисто-кистозная и атипическая гиперплазия эндометрия. Наиболее частыми доброкачественными образованиями матки являются миомы, (ангиомиомы, фибромиомы) и полипы. В репродуктивном периоде эти заболевания проявляются нарушениями менструального цикла, в постменопаузу — кровянистыми выделениями или кровотечениями. Для диагностики патологии эндометрия проводятся гистероскопия, раздельное выскабливание слизистой оболочки шейки и тела матки, гистограмма соскоба, метросальпингография, УЗИ, после чего назначается гормональное или хирургическое лечение.

Из злокачественных новообразований тела матки чаще встречаются рак,саркома и хориокарцинома. Злокачественные опухоли тела матки проявляют себя меноррагией, межменструальными и постменопаузальными маточными кровотечениями, обильными водянистыми белями, схваткообразными болями внизу живота, развитием гематометры, метастазированием в печень, кости и легкие. Диагностика злокачественных новообразований матки включает цитологическое исследование аспирата, гистероскопию, метросальпингографию, ультразвуковое сканирование, проведение выскабливания слизистой оболочки тела матки и исследование соскоба на гистологию, компьютерную томография. В лечении злокачественных опухолей тела матки чаще используется комбинированный метод: операция расширенной экстирпации матки с последующей гормональной, лучевой или химиотерапией.

В нашем Центре Медицины и Эстетики «ТРИШ-клиник» лечение заболеваний матки выполняют только врачами, прошедшими специальное обучение. В каждом конкретном случае врач определяет целесообразность проведения тех или иных процедур.